Личный сайт Натальи Петровны Шаталовой

ШКОЛЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Директорам школ и методистам педагогических вузов

 

Организация образовательных связей в системе школа-вуз

 

 

Успешность функционирования конструктивного обучения зависит всецело от процесса активирования всей образовательной системы «школа-вуз». Сам процесс, в свою очередь, зависит от активирования «многомерного» пространства функционирования конструктивного обучения. «Трехмерное» пространство функционирования конструктивного обучения представим в виде некоторой системы, состоящей из 4 субъектов, 16 объектов и 2 баз. Под базами будем понимать высшее профессиональное  (педагогическое) образовательное  учреждение и среднее общеобразовательное учреждение.

Приняв   за   субъекты образовательной системы  «школа-вуз»  школьника  (Ш), студента педагогического вуза (С), учителя школы (У), преподавателя педагогического вуза (П),  в качестве объектов системы будем рассматривать направленные конструктивно-деятельностные отношения между субъектами системы.

Поле конструктивной деятельности субъектов в процессе образования изобразим на схеме в виде прямоугольника, вершинами которого являются «сложные» отношения  конструктивной учебной деятельности в среде одного из субъектов рассматриваемой системы.

Стороны прямоугольника, равно как и его диагонали, обозначают «простые» направленные конструктивно-деятельностные отношения.

Объект будем называть активированным, если в педагогике (либо дидактике) имеются  система или несколько моделей, форм, методов, приемов, средств для организации:

·                 самой конструктивной деятельности участников объекта;

·                 условий для конструктивной деятельности.

Вполне логично полагать, что конструктивное обучение будет динамично развиваться в активированном поле конструктивной деятельности. Этого можно добиться в полной мере путем активирования всех субъектов и объектов рассматриваемой системы при уменьшении расстояния между базами в пространстве функционирования конструктивного обучения (то есть при поддержке тесных деловых конструктивных связей между педагогическими вузами и каждой школой).

 

      Поле конструктивной деятельности в образовательной системе «школа–вуз» может находиться в разбалансированном режиме (обозначим их пунктиром). Пунктирные линии изображают слабые связи между узлами системы: Ш; У; С; П. Отношения между сообществами преподавателей, учителей, студентов и школьников, если и существуют вообще, то имеют слабо выраженный неконструктивный характер. Такое поле обучающей деятельности, по всей видимости, имеет место, быть может, только при разбалансированности всего государства, в виду каких-то экономических, политических, катастрофических причин.

 В настоящее время, как показали наши исследования, поле конструктивной деятельности, активировано не во всех объектах системы.

 Узел в пересечении диагоналей символически изображает взаимоотношения между школой и вузом в форме работы совместных центров и лабораторий с активным их участием, может быть лишь в границах большого города. Заштрихованные точки в узлах Ш; У; С; П  указывают на возможную их активированность дискретного характера, например, проведение конференций местного (не выходящего за рамки узла) значения.     

При абсолютном функционировании конструктивного обучения поле конструктивной деятельности полностью активировано, на схеме это можно изобразить сплошными линиями и стрелками и штриховкой. Формирующим активным центром (в середине прямоугольника заштрихованный круг) - центром конструктивных отношений между «узлами» должна быть конструктивная научно-практическая конференция преподавателей,
студентов,  учителей  и   учащихся. На конференциях, носящих конструктивный характер, рассматриваются различные вопросы по методике и технологии изучения конкретного раздела в преподавании предмета, в практической же части внимание концентрируется на организации и проведении самостоятельной работы студентов и учащихся, направленных на формирование их конструктивных навыков и развития конструктивного мышления. Конструктивная научно-практическая конференция образовательной системы «школа - вуз» носит и учебный характер для всех ее участников, и является экспериментальным полем для исследователей. По своей структуре она инновационная, динамичная, открытая к внешним и внутренним связям:

·       основная часть конференции – заслушивание и обсуждение докладов учителей, профессоров, доцентов, преподавателей и студентов старших курсов;

·        практическая часть – «фестиваль результатов педагогической деятельности»:

o       заслушивание отчетов по проектам,  докладов учащихся и студентов младших курсов;

o       конкурс для учителей «Контрольная для взрослых»;

o       конкурс-выставки конструктивных творческих работ учащихся;

o       конкурс-выставки  научно-исследовательских и методических работ учителей (разработки уроков, инновационные технологии, учебно-методические пособия и т.д.);

o       презентация portfolio учителей, студентов, преподавателей, школьников;

заключительная часть:

·    работа «круглых столов»;

·    педагогических консилиумов;

·    проведение мастер-классов;

·    проведение кейс-классов.

В период проведения конференции участникам предлагается посетить интеллектуальные математические турниры для учителей (например, на получение сертификата о подтверждении квалификации) и учащихся.

Конструктивная научно-практическая конференция – в которой рядом с педагогической научно-исследовательской работой учителя одновременно представлена и самостоятельная поисковая реферативно-исследовательская работа обучаемого; конференция – в которой может проявить свой интеллект и высказать собственное мнение по поводу обучения не только учитель, но и его ученик; конференция – где так ярко реализуется педагогика взаимопонимания и сотрудничества, повышается престиж учителя и его профессии – является одной из существенных форм для реализации накопленного интеллектуального потенциала и проявления конструктивных навыков как учащихся, так и самих учителей.

Периодичность проведения конструктивных конференций укрепляет сотрудничество школ и вузов, сближает их цели и задачи, обеспечивает непрерывность работы общественных научно-исследовательских лабораторий учителей и преподавателей, является одним из  интеллектуальных пространств для самовыражения и применения полученных знаний.

Функционирование конструктивного обучения как системы в образовательной сфере «школа-вуз» зависит от возможности активирования каждого из ее «узлов» и соединяющих «линий». Более детально конструктивные отношения взаимной деятельности можно рассмотреть, опираясь на таблицу (см. таблицу).

В таблице жирным шрифтом обозначены наиболее активированные, на сегодняшний день,  объекты.

Таблица

Конструктивные отношения взаимной деятельности

 

«Сложные объекты»

Сгруппированные «простые» объекты одной среды, из которых состоят «сложные» объекты

 

 

«Простые» объекты

 

1

2

3

1

2

3

4

5

6

 

У

( У У)

( УГУ)

( УУ)

( ГУУ)

« УП»

« УС»

«У→Ш»

« ШУ»

«СУ»

« ПУ»

1

2

3

4

5

6

 

Ш

( Ш Ш)

( ШГШ)

 

 ( ГШ→Ш)

 

 ( Ш→Ш)

 

« Ш→У»

«Ш→П»

« Ш→С»

« П→Ш»

«СШ»

«У→Ш»

1

2

3

4

5

6

 

П

( П

   Предлагаю подумать о неактивированных  отношениях  системы школа-вуз. Полагаю конструктивистический подход укажет  конструктивный путь!

 

Приглашаем на конференцию

Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Конструктивное обучение в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения»

Статьи принимаются до 15 ноября 2011 года

Приглашаем в соавторы

Концептуальные основы конструктивной образовательной среды общения. Монография. / под ред. проф. Н.П.Шаталовой. - М. : изд-во "Ваш Полиграфический партнер", 2010. - 250 с. (ISBN и штрих код)

Ждем ваших предложений до 01 октября 2010 года

Проголосуй за наш сайт